© Музыка детям. 2007-2015
Сайт, посвящен музыке для детей. Изучаем музыкальную грамоту.
Читаем музыкальные рассказы для детей. Слушаем музыку, детские песни. Музыкальные уроки.
 Музыкальное образование детям и родителям. Рассказы о музыке и музыкантах.
Великие композиторы. Музыкальные инструменты, музыкальные обучающие игры и ноты детям.
Любое копирование материалов только с  разрешения и  с  активной ссылкой на наш сайт!
Главная Пишите нам Гостевая Это интересно Скачать
Главная История музыки детям Сказки о музыке Стихи о музыке Видео о музыке Лучшие детские песни Музыкальные спектакли Музыкальная азбука К урокам музыки К теме о войне О музыке на других уроках Великие композиторы Великие пианисты Великие вокалисты Музыканты шутят Фотогалерея Игры
Отзывы, комментарии
Великие композиторы Главная
Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908)

Великие композиторы

После Первой симфонии появились Симфоническая картина “Садко”, симфоническая сюита “Антар” по арабской сказке писателя О. Сенковского, в музыке которых воплотились впечатления от кругосветного плавания, а также обозначились любимые темы композитора – образы русского народного искусства, романтическая фантастика, изысканный мир Востока. Но самой большой работой первого периода творчества стала опера “Псковитянка”. Сюжет ему подсказали Балакирев, Мусоргский и Стасов, они же помогли составить план и либретто оперы. Премьера оперы состоялась в 1873 году в Мариинском театре и прошла с большим успехом. Написана она на сюжет исторической драмы Л. Мея из времён борьбы Ивана Грозного за подчинение “вольного города” Пскова Москве.

Завершение оперы совпало со счастливым событием в жизни композитора – он женился на Н.Н. Пургольд талантливой пианистке, участнице музыкальных вечеров балакиревского кружка, постоянной исполнительнице произведений друзей-композиторов. Надежда Николаевна стала преданным другом и помощником талантливого художника. Именно она сделала четырёхручное переложение “Садко”, “Антара”, увертюры к “Псковитянке”.

В 1871 году Римский-Корсаков становится профессором Петербургской консерватории.

     "Если бы я хоть капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо и недобросовестно. Но я – автор “Садко”, “Антара”, и “Псковитянки” - я был дилетант, я ничего не знал…. В этом я сознаюсь и откровенно свидетельствую об этом перед всеми…. Во всяком случае, со сведениями, имевшимися у меня, нельзя было браться за профессорскую деятельность…Но шаг был сделан. Взявшись руководить консерваторскими учениками, пришлось притворяться, что всё, мол, что следует, знаешь, что понимаешь толк в задачах. Приходилось отделываться общими замечаниями, в чём помогал личный вкус, способность к форме, понимание оркестрового колорита и некоторая опытность в общей композиторской практике, а самому хватать на лету сведения от учеников."

Вскоре после этого его приглашают занять место инспектора духовых оркестров Морского ведомства (наблюдение за капельмейстерами, за репертуаром, за качеством инструментов и т.д.)

Для соответствия последней должности он научился играть на духовых инструментах. Руководство оркестровым классом и инспектирование корабельных духовых оркестров требовали от Николая Андреевича дирижёрского мастерства.

"Моё назначение на должность инспектора музыкантских хоров расшевелило уже давно возникавшее во мне желание ознакомиться подробно с устройством и техникою оркестровых инструментов. Я достал себе некоторые из них: тромбон, кларнет, флейту и т.д. и принялся разыскивать их аппликатуру с помощью существующих для этого таблиц. Живя на даче, в Парголове, я разыгрывал на этих инструментах….Если я и достиг впоследствии известного успеха в дирижёрстве и мог благополучно вести концерты Бесплатной Музыкальной школы, Русские симфонические концерты и даже оперные представления, то это благодаря моей последующей практике с морскими военными оркестрами и с ученическим оркестром Придворной капеллы, а также благодаря моему постоянному изучению приёмов Направника при постановке моих опер в Мариинском театре."

Одновременно композитор изучал народные обряды и поэзию, составлял песенные сборники. Итогом этой работы было создание двух сборников обработок: “40 народных песен”, записанных от певца-любителя Т. Филиппова, и “100 русских народных песен”, которые разыскал сам композитор. (Музыкальный фрагмент. Опера “Снегурочка”. Хор “Прощай, Масленица”).

Одновременно композитор изучал народные обряды и поэзию, составлял песенные сборники. Итогом этой работы было создание двух сборников обработок: “40 народных песен”, записанных от певца-любителя Т. Филиппова, и “100 русских народных песен”, которые разыскал сам композитор. (Музыкальный фрагмент. Опера “Снегурочка”. Хор “Прощай, Масленица”).

Назад Далее