© Музыка детям. 2007-2015
Сайт, посвящен музыке для детей. Изучаем музыкальную грамоту.
Читаем музыкальные рассказы для детей. Слушаем музыку, детские песни. Музыкальные уроки.
 Музыкальное образование детям и родителям. Рассказы о музыке и музыкантах.
Великие композиторы. Музыкальные инструменты, музыкальные обучающие игры и ноты детям.
Любое копирование материалов только с  разрешения и  с  активной ссылкой на наш сайт!
Главная Пишите нам Гостевая Это интересно Скачать
Главная История музыки детям Сказки о музыке Стихи о музыке Видео о музыке Лучшие детские песни Музыкальные спектакли Музыкальная азбука К урокам музыки К теме о войне О музыке на других уроках Великие композиторы Великие пианисты Великие вокалисты Музыканты шутят Фотогалерея Игры
К урокам музыки
Далее
Декламационный метод обучения в развитии музыкальных способностей..

С акцентом как обязательным атрибутом «исполнительской речи» учащийся – пианист практически сталкивается на первых же уроках. Другими словами, игра на фортепиано, проникнутая в большинстве случаев разнохарактерной и достаточно рельефной акцентировкой, оказывает постоянное и интенсивное воздействие на адекватную сторону музыкально-ритмического комплекса.

Чувство соотношения длительностей – последний компонент ритмической способности. Чувство соотношения длительностей формируется, а затем вовлекается в интенсивную тренировку с первых же уроков учащегося – пианиста.

Так, в работе над ритмом обычные способы – счет вслух, отработка ритма с помощью тактирования или отстукивания не всегда дают нужный результат. В практике индивидуального обучения часто требуются особенные средства.

В работе по развитию ритма к таким средствам можно отнести декламацию. Этот способ работы по развитию метроритма оказался весьма результативным.[3] Он заключается в том, что педагог, по мере необходимости, включает в работу стихотворные тексты, что позволяет усилить воздействие на ученика при параллельном включении слуха, речи и движения. Четкость в произношении стихотворения благотворно влияет на игру, что дает возможность быстро, используя ритм, добиться ровности в исполнении и способствует развитию ритмического чувства.

При особом подборе текстов, можно с помощью декламации оказывать воздействие и на развитие музыкальной памяти.

Метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра произведения размеру и ритму стиха. Традиционно эти особенности сочетания размеров в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе [1].

В инструментальной музыке для работы над музыкальным произведением в процессе разучивания этот способ вполне оправдан и весьма полезен.

Чтение стихотворного текста параллельно с игрой позволит моментально исправить неточности в ритме, и решить ряд других задач – добиться ровности, качества звучания ансамбля между партиями обеих рук, а также решить задачи текучести, непрерывности звучания, проработать над артикуляцией.

Кроме того, восприятие музыкального образа усиливаются, если литературные и музыкальные образы созвучны. Тогда произведения наполняются особой одухотворенностью, побуждают к творческим исканиям, помогают особенно сосредоточиться на звуке, дают большой эмоциональный заряд, так необходимый для исполнения. В отличие от работы с метроритмом, который дает лишь сухое мерно отстукивание, в применении декламационного материала есть главное преимущество – выразительность.

Особенно важно, что параллельное включение декламации обостряет слух, помогает с помощью дикции поработать над артикуляцией – четким произношением звука.

Работа вызывает особый интерес, а скучное многократное проигрывание приобретает определенный смысл. Такие методы разнообразят и дополняют работу.

Еще один особенно значимый результат переключения на работу с декламацией - преодоление скованности во время игры, появляется свобода, непринужденность в исполнении, в целом – особый психологический комфорт [4].

В вопросах метроритмической неустойчивости и темповой неоднородности данный метод дает мгновенный положительный результат! Кроме вышеизложенных вариантов применения, используется стихосложение в работе над выразительностью исполнения. Аналогии, параллели с литературными текстами дают особенно ясную картину выразительности, и формирование фразировки в динамическом смысле становится особенно понятно.